вторник, 11 мая 2010 г.



Выполнение многих декларированных программ государство решает за счет рядовых граждан.

Эксперты «Завтра твоей страны» решили узнать ощущают ли белорусы плоды объявленной властями либерализации экономики и иных сфер жизнедеятельности.

1. Бесплатная медицина

Кризисные годы ознаменовались в Беларуси существенным сокращением расходов на здравоохранение. Например, в 2009 году объем финансирования на систему здравоохранения был сокращен с 6 трлн 64 млрд рублей до 4 трлн. 889 млрд.рублей. Но медицина - сфера весьма затратная. Вот почему Минздрав призывает учреждения здравоохранения самостоятельно зарабатывать деньги.

В прошлом году, например, специальным постановлением Совмина был расширен перечень платных услуг, оказываемых поликлиниками и больницами страны. А в течение 2009-2010 годов запланировано увеличить экспорт медицинских услуг в 2,4 раза по отношению к показателям 2005 года. Ведущие медицинские центры страны получили даже конкретные задания, сколько денег они должны зарабатывать на пациентах.

Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет «заработки» больниц и медицинских центров страны и так росли с завидным постоянством. В 2006 году организации здравоохранения заработали на платных услугах 7 млн долларов, в 2007 году - 8,6 млн долларов. В 2008 году услуг оказано уже на сумму 11,5 млн долларов, а в прошлом - белорусы вложили в свое здоровье из собственных кошельков 14 млн долларов.

Кстати, 26 апреля Лукашенко подписал указ об освобождении от НДС оборотов по реализации отдельных медуслуг, например диагностики, вакцинации, наркологии, стоматологии. Как утверждают эксперты "Завтра твоей страны" этот перечень мог увидеть свет еще в начале 2010 года - в принятой тогда Особенной части Налогового кодекса прописана отмена НДС на платные медицинские услуги. Но население уже пятый месяц переплачивает за диагностику и лечение 20% от стоимости услуг.

2. Поддержка предпринимателей

С апреля прошлого года в рамках экономической либерализации в Беларуси вводится электронная система декларирования налогов. Она позволяет без оформления бумажных деклараций и очередей уплачивать налоги по интернету.

Однако внедряется прогрессивное новшество за счет предприятий и граждан. Всем плательщикам предлагается диск с электронной программой, «ключ» к которой стоит около 300 тысяч рублей. Несложно подсчитать, что только на подключении к системе электронного декларирования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий (а их в стране зарегистрировано 298 240), государство сможет зарабатывать почти 30 миллионов долларов. Причем, эти заработки будут ежегодными, потому что с наступлением нового года плательщикам придется покупать новый «ключ».

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов убежден: если государство действительно хотело облегчить работу предпринимателей, то внедрять систему электронного декларирования налогов надо было за бюджетные деньги, и программу раздавать бесплатно.

3. Налоговая реформа

Вопреки декларируемой государством политике о поддержке и развитии предпринимательства в регионах, в 2010 году в десятки раз вырос налог на земельные участки в сельской местности. Это результат вступившей в действие особенной части Налогового кодекса.

Изменения ставок земельного налога затронули практически все частные и государственные предприятия, которые имеют землю в Минском районе, а также находятся вблизи крупных населенных пунктов в других регионах Беларуси.

-- Часть предприятий, которые не имеют денег для выплаты земельного налога, будет вынуждена закрыться, а это влечет за собой потерю рабочих мест, -- прокомментировала это нововведение "Завтра твоей страны" заместитель директора Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М. Кунявского Жанна Тарасевич. -- Это означает сокращение возможностей расширения собственного дела и развития малого бизнеса в стране в целом.

По мнению экспертов "Завтра твоей страны", столь существенное повышение ставки земельного налога, в случае необходимости его уплаты, грозит белорусским предприятиям вымыванием оборотных средств, увеличением задолженностей по кредитам, отсутствием возможности закупить сырье и материалы. Но самое опасное -- государство, получив налоги за первый квартал текущего года, может лишиться не только земельного налога, но и всех остальных, если не во втором квартале, то к концу текущего года -- из-за того, что предприятия будут вынуждены закрываться.

4. Борьба с безработицей

Государство умудряется заработать дивиденды даже за счет безработных. Нынешний размер пособия по безработице - около 45 тысяч рублей, и в бюджет 2010 года повышение этой суммы не заложено. Хотя обещания повысить довольствие ставших на учет в службу занятости звучат из уст чиновников Минтруда и соцзащиты уже больше года, а независимые эксперты настаивают, что размер пособия должен быть не меньше бюджета прожиточного минимума.

При таком раскладе многие из потерявших работу белорусов не регистрируются в службах занятости.

Ведь, кроме необходимости периодически отмечаться, безработным в благодарность за «смешное» пособие вменяется в обязанность участвовать в общественных работах. В результате официальная безработица в Беларуси, несмотря на кризис, не увеличивается. Государство выигрывает вдвойне: экономит деньги и улучшает показатели.

5. Бесплатное высшее образование

Вступительная кампания 2010-го сопровождается заявлениями чиновников Минобразования, что в этом году, в сравнении с прошлым, число бюджетных мест в вузах страны будет увеличено на 626 человек. Но при этом почему-то умалчивается предполагаемая цифра набора на платные отделения высших учебных заведений.

Как показывает практика, в последнее время количество студентов-платников в стране растет с завидным постоянством. Еще немного, и на первых курсах бюджетных отделений будет учиться в два раза меньше студентов, чем на отделениях платных. Итоговые данные приема в государственные вузы Беларуси за последние четыре года свидетельствуют, что количество бюджетных мест остаётся практически неизменным - в пределах 30-32 тысяч, а вот количество платных с 40,2 тысяч в 2006 году выросло до 46,5 в 2009.

6. Школьная реформа

Переход средней школы на одиннадцатилетку породил одно любопытное, но малоозвучиваемое нововведение в школе - репетиторов по государственным расценкам. Сейчас в школах ученики могут заниматься дополнительно с педагогами по любому предмету. 45 минут индивидуальных занятий стоят 48 тысяч 800 рублей, в группе из 3-4 человек - 30 тысяч рублей. Причем, школам разрешено даже привлекать репетиторов со стороны. Так за счет родителей реформаторы от образования пытаются помочь школьникам освоить учебный материал двух лет за год и подготовить их к поступлению в вузы.

Тем временем парламентарии предлагают легализовать репетиторство - если такая образовательная услуга востребована у населения, государство не хочет упускать свою долю в виде налогов.

7. Школьные учебники

Школьная реформа повлекла за собой еще одну проблему - дефицит учебников. Причем, затронул он не только «штрихованные» классы, но и учащихся, например, 7-х, 8-х, 9-х классов. А все по тому, что по гениальной задумке разработчиков новых программ по одному и тому же учебнику в течение года должны учиться 7-е и 8-е, 10-е и 11-е классы. Но при этом арендная плата за учебники осталась прежней. Платили даже те, кто учебник не получил, а занимался по компьютерным программам, скаченным на сайте Минобразования и Национального института образования.

Вообще, плата за учебники - тема особая. Ведь белорусские школьники платят не за книги, а за возможность ими воспользоваться. Каждый год арендная плата только растет. Между тем, учебники достаются ученикам «в наследство» от тех, кто перешел в следующий класс. Доля новых учебников в комплекте любого класса ничтожно мала. Сложно понять, почему в 2006 году за комплект учебников, 7-го класса родители заплатили 13 тысяч 190 рублей, а в 2009-м - 16 тысяч 340 рублей. Хотя многие книги за три года, думается, значительно поизносились.

К тому же, родители оплачивают половину стоимости учебника, а пользуются книгой зачастую по 5-6 учеников. Получается, для государства учебник окупается трижды.

8. Упрощение процедур выезда детей за границу

В марте этого года вступил в силу новый закон о порядке выезда и въезда из страны белорусов. Главным его плюсом называется тот факт, что теперь дети до 18 лет могут выезжать на оздоровление, лечение или консультации за границу с согласия одного из родителей. Ранее в обязательном порядке требовались подписи обоих.

Как показывает практика, на упрощении процедуры выезда детей на оздоровление, государство тоже сможет хоть немного заработать. Если раньше удостоверять согласие на выезд ребенка могли бесплатно начальники ЖЭСов, то теперь это делают за деньги нотариусы либо должностные лица подразделения по гражданству и миграции МВД. Услуга нотариуса стоит 10 тысяч 500 рублей плюс 3 тысячи рублей за оформление документа. Правда, платить надо в том случае, если ребенок выезжает на оздоровление или медицинскую консультацию за пределы Беларуси со знакомыми или родственниками, а не в группе детей. В последнем случае согласие родителя тоже необходимо заверять у нотариуса, но тогда услуга эта бесплатная.

9. Борьба с проституцией

Не один год в Беларуси идет спор по поводу того, должно ли государство узаконить рынок сексуальных услуг. Пока проституция не легализована, зато разработаны методы борьбы с ней, которые приносят дивиденды государству. Сначала в стране было введено административное наказание за занятие проституцией: штраф в размере от 6 до 20 базовых величин за первое задержание. Если в течение года «жрица любви» в поле зрения правоохранительных органов попадает повторно, штраф достигает уже 30 базовых величин. Максимальная финансовая санкция за занятие проституцией -- 50 базовых величин. В случае неоплаченных штрафов труд дам легкого поведения используют бесплатно на уборке улиц.

А недавно первый заместитель министра внутренних дел Олег Пекарский рассказал о еще одном возможном варианте пополнения государственной казны - за счет наказания штрафами мужчин, которые пользуются услугами проституток.

10. Демографическая безопасность

Но изощреннее всех по части изобретения способов выманивать деньги у граждан, решая походя государственные проблемы, оказался председатель Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик. На прошлой неделе он предложил свой вариант срочных мер по стимулированию рождаемости - ввести специальный налог с мужчин в возрасте от 25 до 40 лет, которые не имеют детей .

- Это и пополнение бюджета, и достаточно веский стимул для тех представителей сильного пола, которые уходят от своей гражданской обязанности, -- считает лидер профсоюзов, который должен защищать права трудящихся.


Любопытно, что введение в Беларуси института материнского капитала Леонид Козик таким стимулом не считает. Это мера поддержки семьи осуществлена в соседней России. Там женщине, родившей второго или последующего ребенка, выдается сертификат, который позволяет оплатить строительство жилья или образование для ребенка. Эти виртуальные деньги женщина может также перевести на накопительную часть своей пенсии. Этот путь профсоюзный деятель назвал «непростым». Действительно, проще же деньги у народа забрать, чем ему их отдать. И при этом отчитаться о выполнении госпрограммы демографической безопасности.

Хоть статья и посвещенна Белоруссии, но наши чиновники по похожему сценарию отмывают деньги с рядовых граждан .




Комментариев нет:

Отправить комментарий