Потеряв связь с тем, что нас породило, мы отдаляемся от самих себя.
Сандиниста – Сердце Змеи
В панк-хардкор сцене почему-то бытует мнение о том, что патриотизм - это что-то плохое и вредное, что-то совершенно не нужное. В этом я очередной раз убедился, когда мне на глаза попалась наклейка, надпись на которой гласила: «мы не нуждаемся в патриотизме». Но так ли это на самом деле? Может быть, прежде чем отвергать патриотизм и делать столь громогласные заявления, следует толком поразмыслить о том, что это все-таки такое? Действительно человек не нуждается в данном чувстве? На протяжении столетий идут ожесточенные споры и дискуссии. Многие великие люди, такие как Чаадаев, Герцен, Толстой, Солженицын, Лихачев пытались дать свой ответ на поставленный вопрос. Звучали разные мнения, порою диаметрально противоположные. Но, уверен, что ещё каких-то двадцать лет назад вопрос «нужен ли нам патриотизм или нет» 99 из 100 наших соотечественников ответили бы положительно. Как это не прискорбно, но время меняется. Меняется больше в худшую сторону, нежели в положительную. Духовные и нравственные масштабы смещаются. Старые ценности утрачиваются; их место занимают анти ценности. А на смену страшнейшим тоталитарным режимам ХХ века (коммунизму и фашизму) приходят новая, ещё более ухищренная система уничтожения и порабощения. У неё много названий: «неофашизм», «варварский капитализм», «спектакль», «неолиберализм», «глобализация», «новый мировой порядок», «культурный и экономический империализм» и т.д.. Многообразие определений не меняет сути проблемы мир в страшной опасности: экологический и духовный геноцид поставил все человечество в общем, и целые народы в частности, на грань полного исчезновения. Для России, пережившей в ХХ веке, пожалуй, самые тяжелые в своей истории катастрофы (первая мировая война, революция 1917 г, гражданская война, голод 20х-30х-40х, ГУЛАГ, Великая Отечественная Война), но, все же каждый рас находившая в себе силы подняться, новая череда испытаний, продолжающихся вот уже более 15 лет, грозит обернутся трагедией. Смерть (как фактическая, так и духовная) уже дышит нам в спину убыль население составляет почти по миллиону человек в год. По подсчетам аналитиков из ООН при таких темпах, к 2300 году на территории России будет проживать 1,2 млн. (800 тыс. русских) человек, вместо 143 млн. (114 млн. – русские) на данный момент. По этому сегодня потребность в патриотизме для нас – русских и россиян – ощущается особенно остро. Так же остро, как для наших предков в 1380, 1812, 1941 гг.В прочем, для всех остальных народов мира эта проблема не менее актуальна. Повторюсь: на карту поставлено не только сохранность каждого народа и самобытности его культуры раздельности, но и сохранность нашего дома - планеты Земля. Классический вопрос Шекспира снова встает ребром: «Быть или не быть?». Быть ли нам – русским? Быть ли сотням других народов ( от самых больших до самых крохотных)? Быть ли нам, людям, вообще? Итак, кто такой патриот? Владимир Даль дает следующее определение: «Патриот-любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Далее я, преимущественно, буду опираться на суждения двух замечательных русских писателей, общественных деятелей, отчизнолюбов, и ревнителе о благе России – Александра Исаевича Солженицына и Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Но, для начала, хотел бы привести слова ещё одного нашего великого соотечественника – философа и революционера Александра Ивановича Герцена: «Где границы патриотизма? Почему любовь к родине надо распространять и на всякое его правительство? Пособлять ему и дальше губить народ?»[1]
Государство и отчизна – понятия разного порядка. Это отмечает и даль: он не употребляет слово государство.
Я всем сердцем люблю свою родину, но не питаю никаких симпатий к путинскому правительству и его «вертикалей власти». Согласитесь – уважать этих убийц, мучителей, грабителей и растлителей – означает потакать их преступлению, пособлять им и дальше, губить людей и природу.
Необходимо заботится как о физическом сохранение народа, так и, что ещё более важно о его нравственном благополучии. Из духовного здравствования вытекает и здравствование физическое. Не в здаровом теле - здоровый дух, а именно здоровый дух – основа здорового тела, как отдельного человека, так и целого народа. Но что такое народ? По какому праву мне дозволено называть себя русским? По крови моих родителей? По светлому цвету волос и носу картошкой? Право быть русским – нужно заслужить.
«Народ – это не все, говорящие на нашем языке, но и не избранцы, отмеченные огненным знаком гения. Не по рождению, не по труду своих рук и не по крылам своей образованности отбираются люди в народ. А по душе. Душу же вы выковывает себе каждый сам, год от году. Надо стараться закалить, отгранить себе такую душу, чтобы стать человеком. И через то – крупицей своего народа».[2]
Как это верно сказано! Русский (грузин, немец, китаец) – это не штамп в паспорте, это своеобразная духовная миссия, ответственность, как перед теми, из чьих семян взошли мы, так и перед теми, кто придет после нас. В конце концов, это ещё и ответственность перед природой.
«Природа создала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена».[3]
По большому счету патриотизм – просто символ. Для того, чтобы любить свою страну, не нужно выдумывать специальных понятий. Но, раз подобное определение было введено, давай те разберем его по составу: корнем слова «патриотизм» является – любовь, приставкой – память, суффиксом – уважение, окончанием – забота, а системой – переживание. Недостаточно просто «воспитывать патриотизм», нужно развивать в себе свою совокупность нравственных составляющих патриотизма. Нужно любить, уважать, помнить, переживать и заботится о своей родной культуре, истории, природе, духовном наследии, языке, о своей родине (малой и большой), семье, друзьях, окружающих, и далее – обо всем человечестве.
Солженицын дает следующие определение патриотизму, которое лично мне очень импонирует:
«Патриотизм – это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым не поддержкою не справедливых притязаний, а откровенным в оценке её пороков, грехов и в раскаянии за ни». [4]
Давний же спор между славянофилами и западниками, патриотами и космополитами для себя я решаю следующим образом: я не славянофил и не западник (думаю, что в данном случае, правило «золотой середины» подходит как нельзя лучше). Я – патриот, но при этом и «космополит». Все мы – граждане мира, а прежде всего – граждане своих городов и стран. Нужно быть патриотом, но не изолировать себя от остальных; любить весь мир и волноваться за благо всех народов, не только своего родного.
Дмитрий Сергеевич Лихачев: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семь, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на много, обретают новые силы, становятся все выше, человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед - Италией к фашизму…»). [5]
Солженицын:
«Патриотизм – начало, объединяющие народ, и никак не отделяющие от человечества. Другое дело, что, как всякое человеческое чувство, он может подвергаться отклонениям, искажением. Патриотизм – чувство органическое, естественное, оно не требует никаких оправданий, об основание, а всякие к нему приставки («социал-патриотизм», левая и ленинская брань; «национал-патриотизм», нынешняя брань) суть либо напоминание, либо намеренная издевка».[6]
Дмитрия Сергеевич Лихачев – «патриотизм против национализма»
«Существуют совершенно неправильные представления о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистским инстинктам.
Национальные особенности - достоверный факт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым…
Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, которому мы даже не принадлежим. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, значение их, размышление над историческими обстоятельствами, способствовавшими их создание, помогают нам понять другие народы.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от другого или на признание чужого - но не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом. По этому ненависть к другим народом (шовинизм), рано или поздно переходит и на часть своего народа – хотя бы тех, кто не признает национализм. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценностей своей собственной. Национализм – это проявление слабости нации, а не её силы. Заражается национализмом, по большей части, слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологий. Но великий народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру. Истинный патриотизм в том, что бы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же отгораживаясь стенной от других культур, губит свою собственную культуру. Культура должна быть открытой.
Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ, как бы поднимаются над самими собой, ставя себе сверхличные цели.
Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, он скрывается, живет во тьме и только и делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой.
Национализм порождает не уверенность в самом себе слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же.
…Русская история в прошлом - это история бесконечных испытаний, не смотря на которые народ сохранял и достоинство и доброту.
Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.
Если в семье все благополучно, то и в быту к такой тянутся другие семьи - навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами».[7]
Приклоняюсь перед мудростью и великодушием этого выдающегося Человека!
Хочется сказать ещё вот что: под нашими ногами - уникальная, богатейшая почва. Но, к сожалению, очень часто мы не замечаем этого. Бездумно топчем свою культуру, оскверняем её, загрязняем различным мусором. Мне искренне жаль людей, которым не интересна русская/российская история литература, поэзия, живопись, музыка, философия, кино, язык, народные традиции, обычаи, игры и т.д. Какого великого удовольствия они себя лишают, какое чудесное сокровище теряют! Наша культура - это прекраснейший сад, в котором для каждого найдется подходящее лакомство. Нужно только аккуратно раздвинуть ветви и сорвать плод по вкусу (а ещё лучше посадить свое дерево!).
Печально, что многие из нас так легкомысленно и прохладно относятся к родной культуре мы мало читаем отечественных книг, мало внимание уделяем нашему кинематографу, мало увлекаемся собственной историей, политикой, философией, общественной мыслью, и, даже уже перестаем говорить на родном языке (а ведь упадок культуры и начинается, прежде всего, с упадка языка). Если ксенофобия - это страх и неприятие всего чужого, то, как назвать «страх» и апатию к своему - родному? Это очень опасный процесс. Мы теряем связь с тем, что нас породило, отдаляемся от самих себя, и превращаемся в бездомных странников. Доходит до того, что проблемы, к примеру, палестинского народа, нас волнует куда больше, чем проблемы (которых у нас не меньше) соотечественников. А о том, что происходит в джунглях мексиканского штата Чьяпас, мы осведомлены лучше, чем о том, что творится в соседней области. Вспомните песни Point Of No Return о борьбе угнетаемых бразильских крестьян за свои земли. А от скольких наших панк (советский панк в лице ГО и ко – я не беру в расчет) и хардкор групп вы слышали что-нибудь подобное о российских проблемах? Нашей панк-хардкор сцене не хватает не только позитивности и политизированности, но и патриотичности.
И в заключение мой любимый писатель – Варлам Тихонович Шаламов, человек, в прямом смысле слова прошедший 17 лет ада в ГУЛАГ’а (сколько это кругов?), вышедший из него человеком, - никогда не называл себя патриотом он просто по-настоящему любил свое отечество и родную культуру прожил жизнь по-советски и предельно честно (в наше время - это подвиг, а в те страшные годы, тем более). Несмотря на все трудности и испытания он остался Человеком, чего не скажешь о многих современных так называемых «патриотах» ( с их дурным итало–немецким душком), давно уже утративших человеческий облик.
Примечания: 1 - цитирую по роману А.И. Солженицына «В Круге Первом». 2 - А.И. Солженицын – «В Круге Первом». 3 – Д.С. Лихачёв – «Письма о добром и прекрасном». 4 – А.И. Солженицын – «Россия в обвале». 5 – Д.С. Лихачёв – «Письма о добром и прекрасном». 6 - А.И. Солженицын – «Россия в обвале». 7 – Д.С. Лихачёв – «Раздумья».
Статья была взята из фэнзина «Insomnia» #2. Автор статьи LXC.
Статья была взята из фэнзина «Insomnia» #2. Автор статьи LXC.
10 комментариев:
начал за здравие, кончил за упокой.. Солженицын - патриот? ну-ну...
Если оставляешь комментарии то аргументируй. Что тебе не понравилось ?
Патриотизм штука очень тонкая и обращаться с ней надо умело. Все видели к чему приводит неумелое обращение. Крайние проявления
национализма, либо чрезмерное бдение патриотических чувств в обществе, патриотами из движа... Еще один камень на пути к единству, которого, наверно, уже не будет никогда.
Похоже в человеческой природе заложено правило «кто не с нами тот против нас». Людей готовых грамотно воспринимать патриотизм -
ничтожный процент. Во что он сейчас превращает движ? «Патриоты» не признают никого вокруг себя. Даже тех, кто поднимал движ в рядах анархо-скинов, или красных.
Патриоты никого не признают? Откуда вы взяли такой крап, а?
Так-то, складно звучит, но с реальностью не имеет ничего общего.
Ваш патриотизм - это борьба за государственный строй. а современная общественность всё больше набирает обороты к борьбе за либертарный строй. А так как патриотизм воспринимается как любовь к государству в нашем случает к России люди выступают против такого понятия как патриотизм. Наверное каждый в понятии патриотизм видет что-то своё.
Проект "161"
"Ваш патриотизм - это борьба за государственный строй."
еще что расскажешь?
если в общем, то статья сумбурная, автор валит в кучу очень много различных деталей, не складывающихся в единую картину, потому как либо сами по себе детали не убедительны, либо отсутствует связь между ними. а если по деталям, то:
1. в глаза бросается антикоммунизм, проходящий через всю статью, причём не конструктивный, а основанный на клише и стереотипах антикоммунистической пропаганды, вёдшейся по принципу геббельса - чем лживее, тем больше верят. можно долго спорить о коммунизме, СССР, Сталине и так далее, однако нужно понимать, что это всё - наша история, осознанный выбор наших предков, большей части нашего народа, выбор о котором большинство из них, несломленные идеологическим прессом и ложью, не жалеет до сих пор. нужно различать критику и очернение, а для этого патриот должен знать свою историю, понимать её и строить свои утверждения не на мифах, а на истинах и понимании происходящих тогда событий.
2. автор переходит к тезису сохранения народа. однако он ещё никак не объяснил, почему непатриота должна заботить численность населения его народа. более того, я не понимаю, почему патриота должна сразу так вот с наскока зацепить тема численности населения. численность - вещь вторичная, это всего лишь показатель, что что-то не так, что-то сбоит. китайцев - много, но они в отличии от нас наоборот желают численность снизить. она зависит от экономического положения и общественных ценностей. народ не спасётся от вымирания, занявшись своим воспроизведением. от вымирания народ спасёт восстановление мощной экономики и культивация семейных ценностей. а сверхрождаемость может лишь ухудшить ситуацию - если нет достаточного количества рабочих мест для подрастающей молодёжи.
3. автор проводит мысль различного рода диссидентов и революционеров об обособленности народа и государства. почему игнорируется та часть патриотов, которые были государственниками? они-то для страны поболе сделали, чем бунтари. именно они выигрывали битвы, руководили стройками, изобретали. некоторые из них служили властям, не смотря на свои убеждения - только Родины ради, например в Красной Армии, на заводах страны служило и трудилось много "бывших", этот момент игнорируется.
4. автор говорит "нужно", но не говорит почему нужно.
с предпоследним абзацом я рад согласиться полностью, однако всё до и после него портит картину.
Отправить комментарий